5 февраля, 2023

Пермь. Камское речное пароходство. Затон.

А ты гулял по зимнему затону? Хочешь повторить путь из фильма «Географ глобус пропил» по одноименному роману Алексея Иванова?

Предлагаем любителям прогулок по Перми отправиться в гости в Кировский район на экскурсию, посвящённую судоходству на Каме!

Увлекательная экскурсия для тех, кому интересна тема пермского речного пароходства. Во время прогулки вы узнаете интересные факты о пермском судоходстве и его развитии, о Камском речном пароходстве — одном из крупнейших в советское время!

Немного фактов

А вы знали, что 15 июля 1783 года французский артиллерийский офицер, инженер-самоучка маркиз Клод Франсуа Дороте де Жоффруа д’Аббан испытал на реке Соне близ Лиона первый в истории пароход, а точнее пироскаф (от греч. «пир» – огонь и «скафос» – корабль)?

Речной вокзал. Пермь-1. Современный облик речного вокзала спроектирован советским архитектором Александром Гринбергом в 1940 году. В советское время он обслуживал до 500 человек в сутки и считался вторым по величине после речного вокзала в Москве в Химках.

В некоторых Интернет источниках вы сможете найти дату появления Пермского судостроительного завода «Кама» (ООО «Верхнекамского судостроительного комплекса») 1931 год. Хотите узнать больше когда появился Нижнекурьинский затон? Кто приложил руку к его появлению?

Иван Любимов, будущий градоначальник Перми построил первые два парохода из двадцати. Он устроил механический завод на так называемой нижней пристани на Каме, что возле Слудской Свято-Троицкой церкви. Помимо этого, Иван Иванович вздумал заняться солеварением. В конце 1860-х годов он купил у казны 150 десятин земли в местности с названием Березники. В 1881 году начинает строить содовый завод. Осенью 1868 года Иван Любимов выступил с проектом Уральской железной дороги. Незадолго до своей смерти решает заняться добычей нефти на Кавказе, где покупает землю. Он дважды пребывал в должности городского головы.

Школа «Синтез» (ул. Адмирала Ушакова, 24). Памятник Юнгам Прикамья (юнгам Северного флота). В 2006 году к 310-летию Российского флота появился памятник. 300 пермских мальчишек стали юнгами Соловецкой школы. По зову сердца, овеянные морской романтикой, сотни мальчишек из Архангельска, Москвы, Перми, Кирова, Свердловска, Горького, Уфы, Казани, Куйбышева и других городов, стремились попасть в школу юнг ВМФ, чтобы получить морскую специальность, прийти на боевые корабли военно-морского флота страны и бить врага.

В конце мая 1942 года народный комиссар Военно-морского флота СССР адмирал Николай Герасимович Кузнецов подписал приказ о создании в нашем городе такой школы. Только за 1942 год её стены покинуло 122 человека. По воспоминаниям одного из юнг, Ивана Нехлюдова. «Школы как таковой не было, ее надо было строить. Ребята по 12-14 часов в сутки долбили мерзлую землю – рыли котлованы, валили, таскали на себе лес, корчевали пни – строили землянки, клуб, столовую и другие необходимые для будущей школы юнг помещения, одновременно овладевая морскими и специальными знаниями». На сегодняшний день из тех «ребят» никого не осталось в живых в нашем городе.

Судозавод «Кама» (ул. Буксирная, 4).
Нижнекурьинский затон был открыт в 1872 г. фирмой пароходчиков Каменских. Здесь отстаивались зимой по несколько пассажирских судов и дебаркадеров. К середине двадцатых годов прошлого века завод переименовали в Нижнекурьинский затон. Через считанное время у предприятия было имя затон «Памяти Феликса Дзержинского». Современный вид верфь начала обретать в 30-х годах прошлого века.
В феврале 1918г. затон был национализирован. Еще в марте 1928 года Госпланом РСФСР в предварительно намечаемые к строительству на Урале заводы в первой пятилетке был внесен в него и Пермский судостроительный завод (инициатива Речсоюзверфи НКТП представлена в Народный комиссариат тяжелого машиностроения). Завод задумывался как крупная верфь по строительству хозяйственных судов и производству паровых котлов для всей судостроительной промышленности европейской части Советского Союза. За короткое время в августе 1930 года на территории будущего завода вырубают 150 гектаров леса. Буквально через год построено судно «Пермский первенец» и возведён фундамент первого цеха. Для подготовки кадров в январе 1931 года была создана школа ФЗУ, сначала в Перми, а затем на промышленном участке в 2-этажном здании. Временная судоверфь была построена уже к 30 июля 1931 года. Этот день считается датой закладки первого судна на Пермской судоверфи и датой рождения самого крупного в СССР судостроительного завода того времени.

Памятник бронекатеру БК-454.
До войны предприятие выпускало речные буксиры. В начале Великой Отечественной войны на завод было эвакуировано до 60% производства Ленинградского судоремонтного завода «Судомех», Керченского судостроительного, Коломенского машиностроительного заводов, Мытищинского завода № 532. В 1942 году по приказу Государственного комитета обороны оно перешло к выпуску бронекатеров серии АК-454. Всего было выпущено 132 бронекатера.
Этот катер № 181, участвовавший в боевых действиях на реках Волга, Днепр, Дунай, Амур, был доставлен на завод, отремонтирован и установлен на пьедестал у проходных завода.
Это было сделано по инициативе директора судозавода Ивана Тимофеева 9 мая 1974 года. Цеха завода, в которых собирались бронекатера БК-454 (изделие № 1125) не существует.
Остались корпуса, построенные в середине 60-х и 70-х годов под гражданские нужды.

Здание на нынешней улице Матросова, 13 появилось в 1900 году. Первоначально оно принадлежало суксунскому крестьянину Василию Крысанову. Речное училище там обрело свой дом с 1913 по 1958 гг. После в здании была вечерняя школа.
Ещё с 2014 года здание начало оформление под снос. Уничтожили его в 2016 г.

Пеший маршрут. Что будет:

— Школа «Синтез» (ул. Адмирала Ушакова, 24).
— Памятник Юнгам Прикамья (юнгам Северного флота).
— Судозавод «Кама» (ул. Буксирная, 4). — — Памятник бронекатеру БК-454.
— Затон.

10:30 —Встреча на остановке Адмирала Ушакова (по ходу движения транспорта: город — Закамск).
В 11-00 группа уходит на маршрут.
В 12-00 нас ждут на «Пермской судоверфи». При себе иметь паспорт для службы безопасности.

Трекинг около 4-5 км. Общее время экскурсии — 3 часа.

Всё будет сопровождаться интересными познавательными рассказами гида!

Стоимость

Стоимость: 800 р/чел.(сопровождение, экскурсия)

В стоимость не входит:
—питание, ресторан.
—сувениры и др. личные расходы.

Бронирование и оплата

Для того, чтобы отправиться в это путешествие, нужно связаться:
https://vk.com/steisi2013 или по телефону: +7(952) 333-00-88 и забронировать место, оплатив 50% стоимости. О способах оплаты вам сообщит менеджер.
Полную оплату необходимо произвести за 5 дней до поездки.

Ссылка на мероприятие в ВК здесь.