24 февраля, 2024

Экскурсия по Перми «Авиация. Авиастроение»


Привет, любители авиации и авиастроения! Только в Перми больше одного десятка мест, связанных с космосом, авиацией и авиастроением!

Во-первых, это памятник «МиГ на взлёте», именно где-то здесь в начале 20-го века русский поэт-футурист, прозаик и художник Василий Каменский решил попробовать полететь с поля пермского ипподрома на самолёте «Блерио».

ИТАК!
— Предприятия: «Редукто-ПМ»; «Протон-ПМ»; «Пермские моторы».
— Улицы Леонова и Беляева, напоминают о приземлении в 1965 году под Усольем советских космонавтов.
— На ул. Каменского, 4 есть изображение поэта-футуриста и авиатора Василия Каменского. Кстати, это не единственное место, напоминающем про Василия Васильевиче.
— На ул. Луначарского, 24 есть Пермский авиационный техникум им. А.Д. Швецова, помимо этого в Перми в честь авиастроителей Аркадия Швецова и Павла Словьёва названы улицы.
— В сквере Миндовского самолет-кафе Ан-24. На шоссе Космонавтов, 262 есть Пермский музей авиации. И это далеко не всё…

Немного истории

В тридцатые года двадцатого века в Перми начинают строить моторостроительный завод №19 им. Сталина (позднее — им. Свердлова). С появлением в Перми авиастроительного предприятия связывают имена Павла Соловьева и Аркадия Швецова и застройку нескольких микрорайонов.

В нашем городе в 30-х годах в 3-ей Пермской авиационной школе авиатехников учился Александр Покрышкин.

В феврале 1937 г. на моторостроительный завод приезжает Валерий Чкалов.

С 1928 по 1933 годы, силами всех предприятий города был построен аэропорт в районе Городские Горки (Мотовилихи).
Лишь к концу 50-х годов аэропорт из Мотовилихи переезжает на Бахаревку.

Василий Каменский и его друг Велимир Хлебников стали применять слово «самолёт». Более привычным было называть летающую машину тяжелее воздуха аэропланом.
В 1909 году один из них, поэт Василий Каменский, на очередном собрании футуристов поклялся стать летчиком. Летом 1911 года Василий Каменский привез в Пермь свою летательную машину «Блерио» и пытался взлететь с ипподрома. Посмотреть на такое сразу же собрались любопытные горожане.
В апреле 1912 года он совершил турне по провинциальной Польше, жители которой за редким исключением тогда еще не видели аэропланов. Был назначен демонстрационный полет Василия Каменского. Была предгрозовая погода, с сильным ветром. Сильный порыв ветра опрокинул машину. С апреля 1948 года у поэта случился инсульт. Каменского парализовало. Тринадцать лет, вплоть до своей смерти в ноябре 1961 года, поэт провел прикованным к кровати.

Бизнес-центр «Садко» (Комсомольский пр.1).
Ближе к набережной памятная доска Александру Покрышкину. Он в 1932-33 был направлен в 3-ю Пермскую авиационную школу авиатехников). Покрышкин родился 6 [19] марта 1913 года, Новониколаевске (Новосибирск) — 13 ноября 1985 года, Москве. Советский лётчик-ас, второй по результативности (после Ивана Кожедуба) пилот-истребитель среди лётчиков стран антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне. Первый трижды Герой Советского Союза. Маршал авиации (1972).

Александр Покрышкин родился в Новониколаевске (ныне Новосибирск) в семье фабричного рабочего. Отец его был выходец из крестьян Вятской губернии. Семья жила небогато, в не самом благополучном районе города, но это не помешало Саше с самого детства много времени уделять учёбе. Покрышкин увлёкся авиацией в возрасте 12 лет, наблюдая полёты первых самолётов. В 1928 году, после окончания семилетней школы он пошёл работать на стройку. В 1930 году, после конфликта с отцом, Александр покинул дом и поступил в местное техническое училище, где проучился 18 месяцев по специальности слесаря-лекальщика. Затем учился в вечернем институте сельскохозяйственного машиностроения и одновременно работал слесарем-инструментальщиком на заводе «Сибкомбинатстрой В Красной Армии с 17 июня 1932 года, доброволец. Был направлен в 3-ю Пермскую авиационную школу авиатехников, которую окончил в 1933 году. Затем учился на курсах усовершенствования технического состава ВВС Красной Армии имени К. Е. Ворошилова при 1-й военной школе авиатехников в Ленинграде, которые окончил в 1934 году. В декабре 1934 года Покрышкин стал старшим авиационным техником авиазвена связи 74-й стрелковой дивизии Северо-Кавказского военного округа и оставался в этой должности до ноября 1938 года. В течение этого периода он предложил несколько улучшений к пулемёту ШКАС и к ряду других элементов вооружения.

Участник Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года. Войну старший лейтенант. В СССР официально считалось, что за годы войны Покрышкин совершил 650 вылетов, провёл 156 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолётов лично и 6 — в группе. Сам А. И. Покрышкин однажды в частной беседе с В. М. Молотовым сказал, что сбил около 90 самолётов противника, но искать подтверждение этих побед бессмысленно. С июля 1968 года — заместитель Главнокомандующего войсками ПВО страны.
Одним из центров пермского авиастроения и обучения лётному мастерству был так называемый Дом обороны (Тополевый переулок, 8). Долгие по этому адресу находится местное отделение ДОСААФ. Самым известным его выпускником стал трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин.

Тополевый переулок, 8
Доходный дом принадлежал пермскому купцу Петру Мартынову. Мартынов имел магазин на Чёрном рынке, где торговал, как бы сейчас сказали, товарами бытовой химии. Дома которые тут стояли в XIX века относились к улице Красноуфимской (ныне Куйбышева). Тополевый переулок появился в Перми только в 1957 году.

В 1918 году дом был муниципализирован. С 1926 года в здании располагался «Дом обороны»: здесь находились различные оборонные секции и кружки: кавалерийский, стрелковый, планерный, авиамодельный, морской, радио и другие. С 1933 года здесь же работал пермский аэроклуб, который сейчас носит имя Героя Советского Союза В.Ф. Полуновского Самым известным его выпускником стал трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин и Герой Советского Союза Борис Пирожков,
Установленная на здании Мемориальная доска сообщает, что «В этом здании с 1934 по 1935 год учился Пирожков Борис Григорьевич, Герой Советского Союза, погибший в Великой Отечественной войне». Здесь, в Пермском аэроклубе, Борис Пирожков, фрезеровщик машиностроительного завода имени В.И. Ленина, постигал летное дело. С первого дня войны Пирожков командовал звеном, а затем эскадрильей истребителей. За отвагу в боях под Москвой был награжден орденом Ленина, а тульские оружейники вручили ему именной пистолет. Совершив двойной таран, Борис Пирожков был смертельно ранен в воздушном бою над Тулой 4 сентября 1942 года. Звание Героя Советского Союза присвоено посмертно 14 февраля 1943 года.
Долгие по этому адресу находится местное отделение ДОСААФ.

Первое здание аэровокзала (Пермь / Молотов) находилось на территории современной школы № 112 (ул. Дружбы, 18). Учреждение 16 июля 1923 года «Пермского общества друзей воздушного флота». Образование Пермского аэроклуба 12 августа 1933 года начало постоянного базирования звена самолётов По-2 (изобретатель Поликарпов в 1927г.), которое было откомандировано из Свердловска в Пермь.

2 февраля 1940 года образован 207-й Пермский авиаотряд. В 1940 году предприятием были перевезены первые двести пассажиров. Базировался авиаотряд на аэродроме Городские Горки (деревня Суханки), где был построен первый аэровокзал (1939 год). Здание аэровокзала находилось на территории современной школы № 112 (ул. Дружбы, 18). Там на спортивной площадке, уже после закрытия аэропорта и заселения района (в 1960-е годы) оставался огромный ангар. Он просуществовал до 70-х годов как театральный склад, потом его снесли.

Регулярные рейсы по маршруту Молотов — Свердловск выполнялись на самолёте «Сталь-2». С 25 января 1944 года возобновляются полеты, прерванные в годы войны, по маршрутам Молотов-Кудымкар и Молотов-Ижевск. Пассажирооборот в 1947 году составил 1000 человек. 6 декабря 1957 года был открыт аэропорт Бахаревка, куда был переведен пермский авиаотряд Уральского управления ГА. К этому времени в нём работали 250 человек, а самолётный парк составлял 34 машины. Первоначально он был аэродромом военного училища авиационных техников ВАТУ, созданного в октябре 1941 года.
В сентябре 1945 года по решению командования ВВС ТВАШАМ передислоцирована в город Пермь на место расположения расформированной Молотовской военной школы авиамехаников. В 1950 году на базе ТВАШАМ создаётся Пермское военное авиационно-техническое училище ВВС.

В марте 1999 года проведен последний, ускоренный выпуск из училища, и по решению Высшего руководства страны ПВАТУ им. Ленинского комсомола прекратило свое существование. В память об училище, ветераны училища, 23 февраля 2006 года, открыли на самолете, установленном у КПП бывшего училища, мемориальную доску.

Музей истории пермского редукторостроения «Высота» завода «Редуктор-ПМ» (входит в холдинг «Вертолеты России») был открыт 25 марта 2021 года. С тех пор экспозицию посетили более 3000 человек.

При проектировании музея основополагающим стал принцип открытости для всех. Именно поэтому выставочный зал, находясь в административном корпусе предприятия «Редуктор-ПМ», имеет отдельный вход, до заводских проходных. Это существенно облегчает работу, делая музей доступным не только сотрудникам завода, но и жителям Перми, гостям города.

В дальнейшем принцип открытости стал воплощаться в разработке экскурсий для каждой целевой аудитории. Сегодня специалисты музея имеют успешный опыт проведения экскурсий не только для сотрудников предприятия, старшеклассников и студентов, но и для дошкольников, детей с ограниченными возможностями здоровья. Экспозиция музея позволяет рассказывать как об истории и современном состоянии предприятия «Редуктор-ПМ», так и обо всей вертолетной отрасли, об уникальности вертолетов. Благодаря этому музей «Высота» интересен широкой аудитории.
Длительность экскурсии- 1,5 часа. Нам покажут о предприятии, экспонатах музея и полеты на вертолетном авиасимуляторе.

Хотите узнать больше про авиацию и авиастроение? Приходите на нашу экскурсию!

План пешей экскурсии

1. Встречаемся в сквере авиаторов (ул. Саранская, 3 памятник) — время уточняется у организатора;
2. Идём к заводской стене «Пермские моторы», ост. «Обвинская» с арт-объект с изображением самолётов. Едем на общественном транспорте до остановки «Строительный факультет»
3. Комсомольский проспект. Подходим к памятнику «МиГ на взлёте .
4. Едем на общественном транспорте до остановки ЦУМ. Пешая прогулка «Дом обороны» (Тополевый переулок, 8). По этому адресу находится местное отделение ДОСААФ. Самым известным его выпускником стал трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин и Герой Советского Союза Пирожков Борис Григорьевич.
5. Далее идём к бизнес-центру «Садко» (Комсомольский пр.1). Ближе к набережной памятная доска Александру Покрышкину.
Продолжительность экскурсии 3 часа.

Стоимость

Стоимость пешей экскурсии: 800р./чел. (сопровождение, экскурсии по маршруту).
В стоимость не входит:
— проезд на общ. транспорте(билеты на автобусы),
— билеты за вход в музеи,
— питание,
— сувениры и др. личные расходы.

Бронирование и оплата

Для того, чтобы отправиться в это путешествие, нужно связаться:
либо в ВК: https://vk.com/steisi2013 , либо по телефону: +7(952) 333-00-88 и забронировать место, оплатив 50% стоимости. Подробности о способах оплаты так же в сообщения или по телефону.
Полную оплату необходимо произвести за 5 дней до поездки.

Ссылка на мероприятие в ВК

Разрабатывается к лету расширенная углубленная экскурсия с трансфером! Следите за анонсами!

Хотите забронировать? Заполните форму заявки ниже

Подробнее